В 2022 году в риторике об использовании возобновляемых источников энергии произошло серьезное смещение акцентов. Раньше главным аргументом сторонников ВИЭ была забота о климате, сохранение окружающей среды и биологического разнообразия. Сейчас ВИЭ необходимы для энергетической безопасности страны. При этом речь идет не только о России или Европе. Точно так же стоит вопрос и для Китая, и для Японии, для обеих Америк. Так что ставки растут, а, значит, растет количество популистских заявлений на тему ВИЭ.
В январе 2023 года про устойчивое развитие мира рассуждают в двух довольно удаленных друг от друга точках. «Неделя устойчивого развития» проходит в Абу-Даби (ОАЭ) и в швейцарском Давосе проходит WEF (Всемирный экономический форум). В Давос российские и китайские бизнесмены и политики не поехали. В Абу-Даби тоже нет громких российских заявлений. Наша страна ведет свою собственную политику по темам, которые, так или иначе, затрагивают весь мир.
Уроки саммита World Future Energy Summit в Абу–Даби
Саммит в ОАЭ организован компанией Masdar, крупнейшим мировым инвестором в ВИЭ. Президентом конференции ООН по климату -2023 (СОР 28) будет Султан аль-Джабер, глава нефтекомпании ADNOC, который так же является министром промышленности и передовых технологий ОАЭ и спецпредставителем страны по вопросам изменения климата. Поэтому нашей стране важно напомнить миру, что Россия не отказывается от своих целей по климату и остается стороной Парижского соглашения.
Основные темы саммита: зеленая энергетика, обеспечение водой, экоотходы, солнечная энергия, умный город, климат и окружающая среда. В эти же дни в российском Правительстве подписаны «дорожные карты» по развитию высокотехнологичных направлений: искусственного интеллекта, перспективных космических систем и сервисов, технологий новых материалов и веществ, в развитии водородной энергетики и систем накопления энергии. Как видите, повестка дня во многом пересекается.
В первые же дни саммита в ОАЭ прозвучали договоренности между компанией Masdar (ОАЭ) и Арменией, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном. Masdar инвестирует в создание солнечных электростанций в Грузии и Армении, в Азербайджане будут развивать морскую ветроэнергетику и водородные технологии, с Казахстаном тоже обсуждаются вопросы развития водородной энергетики. Индия и ОАЭ близки к заключению соглашения в формате OSOWOG (One Sun One World One Grid). Выработка и передача солнечной электроэнергии между странами.
Наши традиционные экономические партнеры заключают соглашения с теми странами, которые им предлагают передовую технологическую повестку дня. Там, где Россия имеет лидерство, контракты остаются на месте. Ни одна из стран, с которой мы сотрудничаем в сфере атомной энергетики, не отказалась от проектов по строительству АЭС. С ветроэнергетикой, солнечной энергетикой ситуация складывается сложнее. Мы вписались в «мировой цикл ветроэнергетического производства» и получили достойный урок, когда западные держатели технологий ушли из России.
Про итоги саммита в Абу-Даби говорить еще рано, он продлится неделю до 22 января. Однако 15 января Андрей Максимов, директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго,выступил на сессии Ассамблеи Международного агентства по возобновляемой энергетике (IRENA).
Казалось бы, нужное сообщение прозвучало и для целевой аудитории, как любят говорить маркетологи. Максимов заявил, что «для России важно усилить международное сотрудничество в области энергомашиностроения для возобновляемой энергетики, в том числе для расширения новых рынков сбыта российского оборудования». Однако господа в Минэнерго видят международное сотрудничество в виде «создания современных совместных промышленных предприятий на нашей территории». Здравствуйте, приехали! Приглашаем иностранных партнеров на свой рынок. За словами о «стратегическом партнерстве с государствами – членами IRENA, в том числе со странами Азии и Африки» скрывается всего лишь смена технологического донора.
Наша цель двигаться от импортозамещения к технологическому суверенитету России
«За последнее время посетил десятки заводов и производств. Простые люди без экономического образования понимают, что нам выгодно делать свое. Свои самолеты, детские игрушки, лекарства, продукты! Ветрогенераторы тоже нужны свои, тем более, что техническая и технологическая готовность российского производства есть, есть инвесторы и рынок сбыта. Еще раз напомню, что ВИЭ – это теперь не «зеленые бантики и рюшечки» для бизнес-проектов, а работа над энергетической безопасностью страны.
В этом напралении мы работаем на площадке фракции ЕДИНАЯ РОССИЯ в Госдуме и в рамках проекта ЕДИНОЙ РОССИИ по импортозамещению «Выбирай своё», который я возглавляю. Российская Ассоциация ветроиндустрии, которая объединяет как раз практиков этой отрасли энергетики, тоже выступает за 100% локализацию и производство ветрогенератов мультимегаваттного класса в России. Жаль, что на самом высоком уровне прозвучало слабое послание, которое можно прочитать, как готовность пройтись по тем же самым граблям» – прокомментировал председатель правления РАВИ Сергей Морозов.
Традиционные экономические отношения должны наполняться новым содержанием. Создание российского ветрогенератора обеспечит не только устойчивое развитие ветроэнергетики нашей страны, но и покажет нашим ближайшим соседям новое направление российского технологического лидерства. Только делая серьезные шаги вперед, мы можем удерживать в зоне своего влияния нынешних экономических партнеров, привлечь сомневающихся и завоевать новых.
Европа и энергопереход
Всемирный экономический форум в Давосе пока обходится без ярких заявлений. Громче всех шумит удаленно Илон Маск, который активно выступает против ESG повестки дня. Маск знатный тролль, он заявил, что буква «S» в ESG означает «сатанинские». Гтету Тунберг на камеру задерживают на эко-митинге в Германии. В Европе электромобили вышли из моды, они теперь роскошь, электричества на них нет. СМИ есть о чем поговорить, но если серьезно, то медийная картина дня складывается в один большой анекдот.
Вот только экономика страны – это не шоу, для нее важны глубинные процессы, которые не показывают на камеру. Высокие цены на электроэнергию в Европе и протекционистские законы в США приводят к тому, что европейская промышленность плавно мигрирует за океан. Например,европейские ветроэнергетические компании одна за другой заключают контракты на работу в США. Проекты «зеленой энергетики» требуют инвестиций, а денег нет. Но обсуждать эти проблемы господа в Давосе не готовы, проще перемывать кости Маску и Грете. Европе в ближайшее время тоже придется бороться за свой технологический суверенитет.
«Рад, что у нас в России о зеленой энергетике, новых технологиях и энергопереходе мы говорим на высоком содержательном уровне: обсуждаем конкретные «дорожные карты» тех отраслей, где у нас есть перспективы для технологического лидерства, принимаем законопроекты, которые поддерживают нужные начинания, видим, что наша промышленность адекватно реагирует на текущие вызовы», – отметил Сергей Морозов.
«Главная стратегическая цель – обеспечить надежную работу энергосистемы России, планомерно снижая нагрузку на окружающую среду. Для этого станем активно заниматься развитием эффективной низкоуглеродной генерации», Михаил Мишустин, 16 января 2023 года.
Отличное напутствие для 2023 года.
По информации: https://rawi.ru/2023/01/energeticheskaya-bezopasnost-i-tehnologicheskiy-suverenitet-rossii/