Новости

Новости

Систему планирования электроэнергетики усовершенствовали на законодательном уровне

Меньше чем через полгода российская электроэнергетика будет жить по новой системе планирования — в июне ее усовершенствовали на законодательном уровне. И новые правила вступят в силу с 1 января 2023 года. Особенности новой системы и вопросы перехода на новую модель представили участникам всероссийского совещания, организованного Системным оператором при поддержке Министерства энергетики РФ.

Согласно новой редакции закона «Об электроэнергетике», с 1 января 2023 года Системный оператор будет обеспечивать разработку программных документов в сфере перспективного развития отрасли. В функции компании войдут разработка генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на долгосрочную перспективу и разработка Схемы и программы развития электроэнергетических систем (СиПР ЭЭС) России на среднесрочную перспективу, включая решения по развитию ЕЭС России и региональных энергосистем.Объединение региональных схем и программ в единый документ, назначение Системного оператора центром технологических компетенций по разработке программных документов, унификация подходов к их разработке позволят решить накопившиеся проблемы действующей системы планирования, уверены эксперты.

До этого действовала трехуровневая система перспективных документов, состоявшая из генеральной схемы, которая разрабатывалась на 15-летний период с актуализацией раз в три года. Она утверждалась Правительством РФ, учитывала основные направления развития магистральных сетей, крупной генерации, содержала прогноз спроса и задавала основы для размещения атомных и гидростанций, содержала основные решения по развитию магистральных сетей. Следующий документ — Схема и программа развития (СиПР) ЕЭС России, которая разрабатывалась совместно Системным оператором и ФСК ЕЭС и утверждалась Минэнерго и охватывала семилетний горизонт планирования. Третий уровень — разрабатываемые на уровне субъектов Федерации СиПР на 5-летний период. В этой части и произошли наиболее существенные изменения.

Реализация норм Федерального закона от 11.06.22 № 174-ФЗ

Реализация норм Федерального закона от 11.06.22 № 174-ФЗ

Изменения в составе документов планирования перспективного развития электроэнергетики

Изменения в составе документов планирования перспективного развития электроэнергетики

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики

Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики

Схема и программа развития электроэнергетических систем России

Схема и программа развития электроэнергетических систем России

Основные недостатки системы планирования, действующей до 01.01.2023:

  • Децентрализованные, слабо скоординированные процессы разработки программных документов перспективного развития электроэнергетики;
  • Неоптимальность технических решений. Ограниченные возможности принятия наиболее эффективных и комплексных технических решений;
  • Недостаточная преемственность программных документов перспективного развития различных уровней, в том числе по срокам разработки и утверждения, периодам планирования;
  • Ограничение по применению единой технической политики государства при разработке технических решений и программных документов перспективного планирования;
  • Длительные сроки разработки и согласования документов перспективного планирования регионального уровня в связи с отсутствием у различных разработчиков единых, верифицированных расчетных моделей, баз данных параметров электросетевого и генерирующего оборудования.
  • Для того чтобы устранить эти недостатки, был принят Федеральный закон от 11.06.2022 № 174-ФЗ, модернизировавший существовавшую систему.


«Переход на новую систему планирования в электроэнергетике. объединение региональных схем и программ в единый документ, назначение Системного оператора центром технологических компетенций по разработке программных документов, унификация подходов к их разработке позволят решить накопившиеся проблемы действующей системы планирования развития и получить ряд мультипликативных эффектов», — уверен Председатель Правления АО «СО ЕЭС» Федор Опадчий.


Что изменилось?

  • Система планирования становится двухуровневой. Остается генеральная схема, решающая стратегические задачи электроэнергетики. СИПР становится единым документом, который включает скоординированное развитие сетей федерального уровня и регионального для объектов 110 кВ и выше в ЕЭС России, 35 кВ и выше в технологически изолированных территориальных энергосистемах.
  • Генеральная схема и СиПР ЭЭС России будет проходить обязательное публичное обсуждение заинтересованными организациями и рассмотрение органами исполнительной власти субъектов РФ. После чего СиПР ЭЭС будут утверждаться Министерством энергетики России, а Генеральная схема — Правительством России. Законом предусматривается отказ от разработки схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации как самостоятельных документов, ежегодно разрабатываемых и утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • Разработку программных документов в сфере перспективного развития отрасли будет обеспечивать Системный оператор.
  • Будет существенно увеличено обоснование по разработке документов перспективного развития электроэнергетики. Методические подходы, критерии экономической эффективности, процедурные моменты, связанные с обсуждением и публичностью утверждения документов будут нормативно закреплены и реализовываться на единых подходах на всей территории страны.
  • Будет урегулирован вопрос использования расчетных моделей, которые необходимы для проведения всех инженерных расчетов, связанных с развитием энергосистем, технологическим присоединением, схемами выдачи мощности. Основой для проведения соответствующих расчетов являются перспективные расчетные модели. Также будет создан механизм, который позволит всем проектным организациям, участвующим в этом процессе, использовать одинаковый набор информации, необходимой для выполнения соответствующих технических мероприятий.
  • Также предусматриваются функции по участию в разработке и оценке эффективности инновационных и перспективных технологий производства и передачи электроэнергии.
  • СиПР ЭЭС России приравнивается к отраслевым документам стратегического планирования РФ для целей подготовки документов территориального планирования.
  • Органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ не вправе предусматривать в документах территориального планирования мероприятия по развитию электроэнергетики, не предусмотренные СиПР ЭЭС России.
  • Не допускается разработка, согласование, утверждение ФОИВ, ОИВ субъектов РФ документов за рамками перечня, предусмотренного 174-ФЗ, направленных на определение решений по развитию электроэнергетики в части строительства, (реконструкции с увеличением пропускной способности и (или) мощности объектов генерации 5 МВт и более и объектов электросетевого хозяйства 110 кВ и выше в ЕЭС России (35 кВ и выше в технологически изолированных территориальных энергосистемах).
  • Невозможность включения в инвестиционные программы, утверждаемые государством, мероприятий по строительству (реконструкции с увеличением пропускной способности и (или) мощности) объектов электросетевого хозяйства 110 кВ и выше (35 кВ и выше в ТИТЭС (Технологически изолированные территориальные электроэнергетические системы)), проектов по строительству объектов генерации 5 МВт и более, если они не включены в СиПР ЭЭС (кроме объектов, финансируемых в счет платы за технологическое присоединение)

Готовятся также изменения в 20 постановлений Правительства и более 15 приказов Минэнерго и других федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, уже началась работа по формированию единой Схемы и программы развития электроэнергетических систем на 2023 год.

Эффекты создания новой системы планирования перспективного развития в электроэнергетике:

  • Оптимизация регулирующей роли государства в электроэнергетике и повышение уровня доверия к процессу планирования перспективного развития;
  • Осуществление планирования развития электроэнергетики на постоянной основе и повышение его качества;
  • Обеспечение своевременной реакции на возникающие потребности в энергообеспечении для поддержания развития экономики;
  • Достижение компромисса между надежностью и экономической эффективностью при принятии технических решений при планировании развития электроэнергетики;
  • Повышение прозрачности принимаемых технических решений;
  • Обеспечение равноправного доступа к технологически сложным перспективным расчетным моделям и, как следствие, снижение издержек на проектирование;
  • Развитие научно-технической базы и повышение уровня технического развития электроэнергетики;
  • Реализация единой технической политики в энергосистемах;
  • Экономия средств РФ и субъектов РФ, а также средств энергетических компаний.
МНЕНИЯ
Павел Сниккарс, заместитель министра энергетики России:Павел Сниккарс, заместитель министра энергетики России«Мы переходим от трехуровневой к двухуровневой системе планирования с единой СиПР. Значительной целевой задачей остается разработка генеральной схемы размещения генерирующих объектов. Куда в том числе будут включены объекты атомных станций.

Здесь, бесспорно, необходимо будет выбрать рациональную структуру генерации, учитывая не только технические параметры, но и экономическое обоснование этих решений.

Новизна системы планирования в том, что, во-первых, мы будем проходить общественное обсуждение этих документов. Во-вторых — оценивать предполагаемые решения с учетом экономической целесообразности. Это ключевые моменты.

Сейчас важно сформировать правильные цифры. Та турбулентность, которая сегодня существует, не позволяет до конца четко уточнить наши прогнозы. Думаю, до конца года понимания появится больше, и мы начнем эту работу.

Генсхема будет актуализирована в течение двух лет с учетом текущей ситуации.

Субъекты РФ при новой системе планирования продолжат играть важную роль. Формирование крупных инвестпроектов и исходных данных с их стороны имеет ключевое значение. В отношении разработки схемы на 2023 год мы договорились, что мы не будем ревизировать оптимальность техрешений, они будут приняты исходя из разработанных регионами».

 

Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике:

Валерий Селезнев, первый заместитель председателя комитета Государственной Думы по энергетике«Закон комитет по энергетике Госдумы считает крайне своевременным и полезным для развития отрасли электроэнергетики. При его рассмотрении на площадке Госдумы шли достаточно горячие дебаты, особенно когда шло первое чтение. Многие не до конца осознавали важность законопроекта.

Закон получится очень объемным. В закон «Об электроэнергетике» было внесено около 30 поправок, ряд изменений внесен в некоторые законодательные акты. Основная суть поправок сводится к тому, что отрасль переходит на долгосрочное централизованное планирование, центром которого становится Системный оператор.

Эксперты назвали этот закон одним из главных событий последних лет в электроэнергетике. И это не преувеличение. Необходимость системных поправок назрела уже давно, в особенности в связи с развитием разных видов электроэнергии. И закон стал ответом на те вызовы, которые стоят в текущей ситуации.

Принятие закона требует пересмотра значительного количества документов, в том числе касающихся развития розничных рынков ВИЭ. Например, что касается отказа от схем перспективного развития субъектов РФ как самостоятельных документов, которые ежегодно разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов с включением соответствующих инвестрешений в СиПР России. Если мы не успеем принять другую нормативно-правовую базу, то запланированные конкурсы с 2023 года останутся без нее. Значит, чтобы не останавливать этот процесс, эти документы надо успеть принять до конца этого года».

 

Федор Опадчий, председатель правления АО «СО ЕЭС»:

Федор Опадчий, председатель правления АО «СО ЕЭС»«Методическое обоснование разработки программных документов будет существенно расширено. Будут нормативно закреплены и реализованы на основе общих подходов разработка проектной документации, критерии экономической эффективности, общественное обсуждение и публичность обсуждения документов перспективного развития ЕЭС. Это позволит опираться на единые подходы развития электроэнергетики на всей территории страны.

Важный момент — достижение единообразия подходов к разработке документов перспективного планирования, оптимизация процессов подготовки проектных решений по техприсоединению и разработке схем выдачи мощности генерации. Будет создан механизм, позволяющий всем проектным организациям использовать одинаковый набор исходной информации, основанной на перспективной расчетной модели ЕЭС России, и необходимый для выполнения соответствующих проектных работ.

Объединение региональных схем и программ в единый документ, назначение Системного оператора центром технологических компетенций по разработке программных документов, унификация подходов к их разработке позволят решить накопившиеся проблемы действующей системы планирования развития и получить ряд мультипликативных эффектов. Предполагается, что такие эффекты будут обеспечены за счет непрерывности процесса планирования развития электроэнергетики и повышения его качества, своевременной реакции на возникающие потребности в энергообеспечении для поддержания развития экономики, достижения баланса между надежностью и экономической эффективностью при принятии технических решений по развитию электроэнергетики, повышения прозрачности принимаемых технических решений, а также экономии средств — как бюджетных, так и средств энергокомпаний».

По информации: Газета (eprussia.ru)