Новости

Новости

Сжижение природного газа: через десять лет в России появится новая отрасль

В России планируется создать новую отрасль по производству сжиженного природного газа (СПГ) к 2030 — 2035 годам. Такие планы строят и Правительство РФ, и крупные предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Однако развитие новой отрасли во многом будет зависеть от того, насколько быстро и в каком объеме смогут удовлетворить ее потребности в сложном оборудовании российские производители. При этом стоит учесть, что многие комплектующие для СПГ-проектов, особенно крупнотоннажных, до недавнего времени в России не выпускались.

Планы не меняются

О стремлении создать в России полноценную СПГ-отрасль на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2022 года заявил первый заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. По его словам, несмотря на трудности с поставками оборудования из-за рубежа, Минэнерго РФ не будет снижать планы по росту производства сжиженного природного газа к 2030 году до 120–140 млн тонн. Сейчас ежегодно Россия выпускает 30 млн тонн СПГ, без учета малотоннажки. Для достижения этой цели планируется использовать ресурсную базу Ямала и Гыдана. С ее помощью можно нарастить производство СПГ как минимум на 80–90 млн тонн, уверен Павел Сорокин.

Он подчеркнул, что мировой рынок сжиженного природного газа постоянно растет. Если ранее предполагалось, что через 10 лет в мире будут производить 550 млн тонн СПГ, то, согласно сегодняшним прогнозам, этот показатель составит уже 700 млн тонн к 2035 году.

«Россия должна занять не менее 15–20% мирового рынка СПГ, несмотря ни на какое внешнее давление. Ведь во многом от того, как мы сможем реализовать потенциал в этом сегменте, зависят энергобезопасность и благополучие всей газовой отрасли», — отметил Павел Сорокин.

СПГ как драйвер экономики

Создание СПГ-отрасли потребует максимально задействовать возможности многих российских промышленных предприятий. По оценке Павла Сорокина, предстоит построить 60–70 газовозов, освоить производство новых комплектующих и материалов. «Нельзя смотреть на СПГ только как на поставку газа. Эта отрасль даст машиностроителям, судостроителям и представителям других смежных направлений гарантированный 10–15-летний заказ на оборудование. Таким образом, станет драйвером для очень большого сегмента экономики», — подчеркнул Павел Сорокин.
С такой оценкой перспектив новой отрасли согласен и председатель правления компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон.
«Доля СПГ в энергопотреблении мира устойчиво растет, сейчас она составляет 23%, а к 2030 году достигнет 25%. За последние пять лет вклад СПГ в общий прирост торговли газом составил порядка 80%. Фактически объемы рынка сжиженного газа уже сейчас превышают межрегиональные трубопроводные поставки», — сказал он. Однако чтобы развивать новую отрасль, требуется серьезная господдержка, особенно на НИОКР. Из первоначально заявленной суммы господдержки в 23 млрд рублей в течение последних двух-трех лет Минфин РФ выделил лишь 2,8 млрд. В том числе 1,3 млрд рублей «Атомэнергомашу», дочке «Ростатома», — на создание первого в Европе испытательного стенда для крупнотоннажного СПГ-оборудования. Атомщикам пришлось добавить свои средства, чтобы построить этот объект. Оставшаяся сумма — 1,5 млрд рублей — ушла на НИОКР. Но поддержку получили лишь 7 из 18 проектов. Также пока не подкреплена финансами программа с громким названием «Прорыв на рынке СПГ», принятая Минпромторгом РФ в 2021 году.
Леонид Михельсон сравнил нынешнюю ситуацию в СПГ со строительством газопроводов в СССР в 1980-е годы, когда отечественным предприятиям также нужно было совершить технологический прорыв, заменив американское оборудование собственным.
«При этом, конечно, реализация СПГ-проектов значительно сложнее, чем строительство газопроводов», — отметил глава «НОВАТЭКа».
Для развития новой отрасли необходимо разработать отечественную технологию сжижения газа. «А для этого нужна полноценная программа локализации, обеспеченная финансированием в полном объеме», — заявил Леонид Михельсон. По оценкам компании «НОВАТЭК» и предприятий, с которыми она работает, в ближайшее время на НИОКР для СПГ государству нужно выделить как минимум 24 млрд рублей.
«Инвестиции только в одну линию СПГ составляют примерно 400 млрд рублей. Мы можем запускать каждые полтора года по новой линии при условии вложения 24 млрд рублей в НИОКР. Эффект будет ощутимым: 24 млрд государственных рублей позволят привлечь инвестиции на сотни миллиардов рублей», — подчеркнул Леонид Михельсон.

«Пионерскими тропами»

Российские производители оборудования, работающие для СПГ, за последние несколько лет прошли путь, на который их зарубежным коллегам потребовались десятилетия. Генеральный директор компании «Атомэнергомаш» Андрей Никипелов отметил, что испытательный стенд под Санкт-Петербургом, на котором тестируется оборудование для крупнотоннажных СПГ-проектов, более чем на 90% состоит из отечественных комплектующих.
«Наш стенд по своим характеристикам входит в четверку крупнейших подобных объектов в мире, наряду с американскими и японскими. Он позволяет испытывать СПГ-насосы, детандеры, компрессоры отпарного газа и другое сложное оборудование, — сказал Андрей Никипелов. — За короткий период мы освоили производство крупнотоннажных СПГ-насосов шести типоразмеров. В ближайших планах — производство большой линейки насосов для судов-газовозов, а также жидкостных турбодетандеров и многопоточных теплообменников».
При этом российским атомщикам предстоит сделать насосы для газовозов, которые можно отремонтировать в любой точке мира, следовательно, они должны соответствовать техническим параметрам зарубежных судов и оборудования для СПГ.
Такие же амбициозные задачи решают и другие российские производители. По словам главного управляющего директора казанской компании «ГМС Компрессоры» Юрия Скрынника, сейчас обсуждается проект по производству для «НОВАТЭКа» компрессора смешанного хлад-агента. «Это очень сложное оборудование, — отметил он. — Габариты и вес такой установки не позволяют сделать ее на территории нашего предприятия. Чтобы реализовать проект, необходимо построить сборно-испытательный комплекс рядом с заводом-потребителем».Юрий Скрынник подчеркнул, что российским производителям оборудования, несмотря на все сложности, не стоит заниматься копированием зарубежного опыта, а необходимо развивать собственные технологии, такие как «Арктический каскад». Даже если реализация этих проектов не всегда проходит гладко. «Мы должны вместе с проектантами научиться находить самые оптимальные решения», — отметил он.Также с компанией «НОВАТЭК» уже сотрудничают такие крупные предприятия, как ГК «КОНАР» (Челябинск) и «Силовые машины» (Санкт-Петербург). В Челябинске освоили выпуск сверхпрочной стали для пожарного СПГ-насоса, которая может длительное время эксплуатироваться в соленой воде на больших глубинах. А «Силовые машины» ведут с газовиками переговоры о поставке турбин для проекта «Арктик СПГ 2».Развитие СПГ-отрасли напрямую отражается и на работе проектных организаций. По словам генерального директора компании «НИПИГАЗ» Дмитрия Евстафьева, нагрузка на проектировщиков, выполняющих заказы для СПГ, в последние годы значительно возросла. «Если в 2014 году в нашем штате было 800 специалистов, то сейчас уже 4,5 тысячи, из них 2 тысячи — проектировщики, — заметил он.

Без штурмовщины

Идею создать в стране полноценную СПГ-отрасль эксперты назвали правильной, но запоздалой. «Для такого решения, безусловно, есть предпосылки, — отмечает доцент факультета энергетики и экотехнологий НИУ ИТМО (С-Петербург) Владимир Воронов. — Наш производственный и научный потенциал позволяет создать полностью отечественную инфраструктуру СПГ. Но надо понимать, что это произойдет не сразу. Дело в том, что мы очень сильно отстали от ведущих стран в СПГ-технологиях — не только от США, но и, в частности, от Южной Кореи, которая успешно строит суда-газовозы. Не стоит сразу за год-другой замещать все оборудование — слишком велик риск издержек. Поэтому на первых порах какую-то часть оборудования можно скопировать, например, с тех же китайских аналогов».

По мнению Владимира Воронова, большая опасность заключается в том, что мы можем начать выпуск сложного оборудования «с нуля» без глубокой и тщательной подготовки, устроить «штурмовщину». А такая отрасль, как СПГ, подобного подхода не прощает. В этой связи можно вспомнить о норвежском газовом месторождении и одноименном СПГ-проекте «Сноувит» (Белоснежка). Этот проект получил известность из-за серьезных сбоев в работе нового, не прошедшего всех необходимых испытаний оборудования.

«У нас нет опыта производства больших теплообменников, компрессоров отпарного газа и других сложных элементов, — говорит эксперт. — Возможно, поначалу стоит развить производство этого оборудования для малотоннажных и среднетоннажных проектов, а затем масштабировать этот опыт для крупнотоннажного СПГ».Впрочем, так же как и Павел Сорокин, Владимир Воронов говорит о том, что полноценная СПГ-отрасль в России может эффективно заработать через 8–10 лет.

 

Источник: https://www.eprussia.ru/epr/443-444/1105063.htm