Во исполнение Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №261-ФЗ) на территории Ленинградской области разработаны и реализуются программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности государственных учреждений Ленинградской области (далее – Программа, ГУ ЛО) с целью сокращения потребления энергетических ресурсов.
По итогам 2014 года, из 228 ГУ ЛО, в том числе по вновь образованным ГУ ЛО, разработано 225 Программ. Из 225 Программ, разработанных ГУ ЛО, 214 Программ проанализированы, согласованы ГКУ ЛО «ЦЭПЭ ЛО» на соответствие законодательству в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, 12 Программ находится на корректировке.
Основными техническими мероприятиями, реализуемыми государственными учреждениями Ленинградской области в рамках Программ в 2014 году, стали:
в системах теплоснабжения:
— замена деревянных оконных блоков на стеклопакеты;
— замена, утепление дверей;
— установка доводчиков на двери;
— ремонт (модернизация) сетей теплоснабжения,
— замена радиаторов отопления,
— чистка котлов в котельных,
— переход с угольного топлива на газ в котельных.
в системах электроснабжения:
— замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы,
— покраска стен светоотражающей краской,
— замена столового оборудования, оборудования мастерских на менее энергоемкое.
в системах водоотведения и водоснабжения:
— ремонт сетей водоснабжения,
— промывка системы водоснабжения,
— замена оборудования (смесителей, арматуры в сливных бачках и др.).
по моторному топливу:
— установка системы «Глонасс».
Кроме того, ГУ ЛО были реализованы организационные мероприятия:
— проведение энергетических обследований учреждений;
— проведение собраний (и иных мероприятий) на тему энергосбережения с целью формирования энергосберегающего типа мышления сотрудников государственных учреждений;
— подготовка, распространение агитационного материала в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
— обучение и повышение квалификации ответственных за энергосбережение (в том числе за счет федеральных средств в рамках государственной программы Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики»).
Объем финансовых средств из областного бюджета Ленинградской области, запланированных ГУ ЛО в Программах, в 2014 году составил 158 506,12 тыс. рублей. Объем средств фактического финансирования мероприятий Программ в 2014 году составил 136 332,79 тыс. рублей (освоение — 86%). При этом фактическое финансирование технических мероприятий составило 134 383,59 тыс. рублей, в том числе:
— в системах теплоснабжения – 69 425,36 тыс. рублей (52% от общего объема фактического финансирования технических мероприятий);
— в системах электроснабжения – 43 873,16 тыс. рублей (33%);
— в системах водоснабжения – 17 705,77 тыс. рублей (13%);
— по моторному топливу – 3 379,30 тыс. рублей (2%).
Объем средств на организационные мероприятия составил – 1 949,20 тыс. рублей.
В сравнении с 2013 годом наблюдается значительное снижение расходов ГУ ЛО на реализацию мероприятий Программ: в 2013 году объем средств, запланированных ГУ ЛО в Программах, составлял – 473 957,36 тыс. рублей, фактическое финансирование мероприятий Программ в 2013 году составило 417 091,37 тыс. рублей.
Потребность в реализации мероприятий по энергосбережению в бюджетной сфере сохраняется.
В условиях роста стоимости энергетических ресурсов, в связи с ограниченными возможностями финансирования мероприятий Программ за счет бюджетных средств и острой необходимостью модернизации систем энергоснабжения ГУ ЛО, необходимо внедрять мероприятия, связанные с привлечением внебюджетных средств:
— по предоставлению субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, связанных с уплатой первоначального взноса, лизинговых платежей по договорам лизинга на приобретение энергосберегающего оборудования в рамках реализации энергосервисной деятельности в ГУ ЛО (следует отметить, что данный способ государственной поддержки позволит привлечь на 1 рубль средств из областного бюджета не менее 3 рублей из внебюджетных источников);
— по предоставлению субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях, и израсходованным при реализации энергосервисной деятельности в ГУ ЛО.
Указанные мероприятия приведут к ускорению сроков реализации мероприятий в области энергосбережения в ГУ ЛО, а также к сокращению объема потребления энергетических ресурсов ГУ ЛО, что, в свою очередь, значительно уменьшит нагрузку на областной бюджет Ленинградской области в части расходов на обеспечение деятельности ГУ ЛО.
Следует отметить, что требование Федерального закона от 23.11.2009 года №261-ФЗ для государственных (муниципальных) учреждений о необходимости снижения в сопоставимых условиях объема потребленных ими энергетических ресурсов действует только до 2015 года, на последующий период соответствующие требования в законодательстве отсутствуют.
Вместе с тем, в недействующей редакции проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 23.11.2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (http://regulation.gov.ru/project/14308.html) предусмотрено продление требования по ежегодному снижению совокупного потребления энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы до 2020 года с учетом их фактического потенциала энергосбережения.