Новости

Важная информация Новости Популяризация энергосбережения

Второй выпуск информационной рубрики «Учиться никогда не поздно»

Мы продолжаем нашу рубрику «Учиться никогда не поздно». Это совместный информационный проект с ведущими вузами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где мы рассказываем о возможностях подготовки кадров в сфере ТЭК. Сегодня в нашем обзоре факультет электротехники и автоматики (ФЭА) СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Эту серию информационных выпусков мы разделим на несколько частей. Факультет электротехники и автоматики – это быстроразвивающийся факультет, студенты которого осваивают силовой электропривод, программирование микроконтроллеров, проектирование систем управления подвижными объектами, моделирование, корабельную и сухопутную электроэнергетику, проектирование источников питания, термическую обработку деталей, схемотехнику и многое другое.

Декан факультета электротехники и автоматики  к.т.н., доцент кафедры систем автоматического управления Анастасия Дмитриевна Скакун. 

Итак, бакалавриат.  

Программы подготовки

Факультет электротехники и автоматики ФЭА Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» осуществляет обучение студентов в бакалавриате по трем основным направлениям, а именно:

§  13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (ЭЭ)

§  27.03.04 Управление в технических системах (УТС)

§  15.03.06 Мехатроника и робототехника (МиР)

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника (ЭЭ).

Период обучения в бакалавриате составляет 4 года (очная или очно-заочная (вечерняя) форма обучения). Перечень вступительных испытаний: общеобразовательные (для СОО) — математика, физика и русский язык; профильные (для СПО) — основы математических методов в технических науках, введение в теорию электротехники, русский язык.

Направление ЭиЭ предоставляет возможности студентам взаимодействовать с большими силовыми машинами и обучаться в области выработки и распределения электроэнергии от производителя к потребителю.

Основными сторонами обучения являются следующие:

  • Силовой электропривод. В лабораториях силовых машин студенты изучают основы работы с двигателями большой мощности, их устройство, основные параметры, по которым эти двигатели классифицируются и осуществляется их подбор, а также законы управления ими. В лабораторных работах уделяется значительное внимание физике процессов в электроприводе, а также их математическому описанию и моделированию. В рамках одного из курсов студенты проходят занятия по исследованию однофазных трансформаторов, асинхронных двигателей, синхронных генераторов, двигателей и генераторов постоянного тока независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждений, параллельной работы трансформаторов, синхронных генераторов и генераторов постоянного тока.
  • Индукционный нагрев. Лаборатория индукционного нагрева направления электроэнергетики и электротехники получила известность как научный центр, создавший метод поверхностной закалки при индукционном нагреве и разрабатывающий широкий круг вопросов высокочастотной электротермии. В лаборатории проводятся занятия по плавке металлов в дуговых сталеплавильных печах, высокотемпературной обработке материалов, нагрев в продольном магнитном поле и нагрев в поперечном магнитном поле, высокочастотная закалка различных технологических изделий, индукционная плавка в холодном тигле, высокотемпературный синтез материалов с исследованием фазовых диаграмм и варкой стекла, моделирование различных сценариев тяжелых аварий на атомных станциях.
  • Проектирование источников питания. Лаборатория источников питания стала базой для развития научных направлений, связанных с электрофизикой и схемами источников питания импульсного и непрерывного действия. В лаборатории студенты получают навыки расчёта и проектирования источников питания для электротехнологических установок, знания в области микроконтроллерного управления режимами работы и математического обеспечения проектирования источников питания.
  • Энергосберегающие технологии. Центр энергосберегающих электротехнологий создавался с целью освоения, разработки и внедрения энергосберегающих технологий, проведение энергетических обследований (энергоаудитов) предприятий и организаций, обучения студентов и проведения курсов повышения квалификации. Центр располагает специализированным оборудованием для проведения энергетических обследований – инфракрасная камера (тепловизор), анализатор качества электрической энергии, ультразвуковой расходомер жидкостей, люксметр и другое вспомогательное оборудование. За годы существования центра, его сотрудники выполнили несколько десятков энергетических обследований различных организаций в г. Санкт-Петербург, Ленинградской области и в г. Рига (Латвия). Среди них, металлургические комбинаты и литейные производства, школы, университет, пивоваренная компания, целлюлозно-бумажный комбинат, гостиница, гипермаркеты, трансформаторные и распределительные электрические подстанции, теплотрассы и жилые дома.
  • Проектирование оптимальных систем. Лаборатория создана для анализа и исследования электромеханических и электронных систем, работающих при воздействии механических, тепловых, электромагнитных, акустических и других нагрузках. Она включает расчётный сервер для высокопроизводительных вычислений с источником бесперебойного питания и 4 терминальных рабочих места, использующих программное обеспечение ANSYS для исследований моделей процессов в электротехнике, силовой электронике, электромеханике и механике.

Более подробная информация — https://etu.ru/ru/abiturientam/napravleniya-podgotovki/bakalavriat/elektroenergetika-i-elektrotehnika

 

27.03.04 Управление в технических системах (УТС).

Период обучения в бакалавриате составляет 4 года (очная форма обучения). Перечень вступительных испытаний: общеобразовательные (для СОО) — математика, физика и русский язык; профильные (для СПО) — основы математических методов в технических науках, введение в теорию электротехники, русский язык.

Направление Управление в технических системах даёт студентам возможность заниматься как программной составляющей финального продукта, так и его «железной» стороной. Любой проект, с технической стороны, состоит из обоих этих частей.

Основными сторонами обучения являются следующие:

  • Электропривод. На протяжении нескольких семестров происходит освоение обучающимися назначения электроприводов, их устройства и способов управления электродвигателями с их помощью. Изучение основ электропривода не на лабораторном оборудовании, а на установках, которые применяются на реальном производстве и в лабораториях, открытых совместно с индустриальными партнерами факультета, которые заинтересованы в обучении новых сотрудников, позволяет студентам осваивать как теоретическую сторону управления двигателями, так и попробовать свои силы на оборудовании Siemens и SEW eurodrive, при этом каждая лаборатория обладает своей спецификой, например, лаборатории с корабельным приводом направлены на управление электродвигателями, которые работают в условиях сопротивления внешней диссипативной среды сопротивление – воды, а лаборатории с сухопутным электроприводом дают возможность изучить различные способы управления приводом и комплексные решения, включающие в себя как частотные преобразователи, так и промышленные контроллеры, что позволяет решать сложные задачи для нужд промышленной автоматизации во всем мире.
  • Программирование микроконтроллеров и программируемых логических контроллеров ПЛК. Программирование является неотъемлемым этапом выполнения любого проекта, так же, как и этап разработки механической конструкции. Уже с первого курса студенты начинают знакомство с алгоритмизацией и программированием. К третьему курсу, они переходят к программированию микроконтроллеров, на примере таких широко использующихся в промышленности контроллеров, как AVR и PIC.
  • Робототехника. Робототехника – это трудоемкая и многогранная сфера деятельности, которая требует от инженера знаний в различных областях, таких как схемотехника, программирование, электроника, теория управления и автоматизации, знаний в области кинематики и механики и многое другое. Студенты получают знания в каждом из аспектов робототехники, и, разумеется, имеют возможность создавать собственные проекты не без помощи квалифицированных преподавателей. Студенты получают знания как в области построения наземных роботов, так и в области воздушных роботов.
  • Теория управления. Теория управления подвижными объектами является одной из важнейших дисциплин, дающих представление студентам об их будущей специальности. Любой подвижный объект в мире должен быть управляем, однако поскольку ни один подвижный объект в мире не существует без мехатронного механизма на, скажем, валу электрического двигателя, этот мехатронный механизм оказывает сопротивление вращению двигателя, обладает собственными техническими характеристиками, массоинерционными показателями и прочее – любой подвижный объект не может быть просто включен путём подачи на него требуемого электропитания. Все подвижные объекты должны быть управляемы.
  • Компьютерное моделирование и исследование виртуальных систем. Перед закупкой дорогостоящего оборудования, инженерная компания, которая выполняет проект, должна удостовериться, что это оборудование подходит им по техническим характеристикам. Для этого применяется виртуальное моделирование. Студенты изучают среды моделирования, составляют математические модели различных объектов управления, собирают собственные схемы на макетных платах с целью последующей проверки работоспособности этих схем.
  • Область промышленной автоматизации. Автоматизированное производство, то есть производственные линии без людей – это уменьшение конечной стоимости продукта, повышение его качества, уменьшение количества ошибок производства за счёт снижения человеческого фактора. SCADA системы являются ступенью в иерархии промышленной автоматизации и находятся на уровне исполнительных приводов, то есть на уровне управления движением сложных технических объектов и сиситем.
  • Управление станками и роботами. Робототехника является, наряду с биотехнологиями, нанотехнологиями и технологиями виртуальной реальности локомотивной отраслью, которая определяет шестой технологический уклад мировой экономики. За время существования лаборатории сменилось несколько поколений устройств программного управления. От устройств, построенных на аналоговых элементах, микросхемах малой и средней степени интеграции, до распределённых на основе локальных вычислительных сетей микропроцессорных устройств – вот путь, пройденный за последние сорок лет. В лаборатории проводятся исследования программного и адаптивного управления пространственными механизмами с учётом выполнения ими операций формообразования.

Более подробная информация —   https://etu.ru/ru/abiturientam/napravleniya-podgotovki/bakalavriat/upravlenie-v-tehnicheskih-sistemah

15.03.06 Мехатроника и робототехника (МиР)

Программа подготовки сбалансировано сочетает в себе необходимые теоретические аспекты и современные практические навыки для работы будущего квалифицированного специалиста. Ключевые дисциплины направления, такие как операционные системы реального времени, машинное обучение , системы технического зрения, электротранспорт и д.р., направлены на освоение знаний, позволяющих нашим студентам уже на стадии подготовки ВКР участвовать в реальных разработках и проводить исследования в области мобильной робототехники.

Мехатроника – одно из самых востребованных технических направлений на сегодняшний день. Создание перспективных технических разработок в настоящее время невозможно без инженеров, обладающих знаниями в этой области. Мехатронный подход к проектированию, изучаемый на данном направлении подготовки, пронизывает все ключевые отрасли реального сектора экономики. Такой подход заключается в синергетическом применении знаний из четырех ключевых областей: информатика, электротехника, механика и системы управления.

Направление осуществляет подготовку специалистов в области современного проектирования, исследования, производства и эксплуатации мехатронных и робототехнических систем. В программе направления оптимально сбалансированы дисциплины теоретической и практической направленности; в неё входит комплекс учебных дисциплин, таких как операционные системы реального времени, машинное обучение, системы технического зрения, электротранспорт.

Бакалавры с дипломами по всем указанным направлениям работают в таких областях, как энергетика, нефтегазовая промышленность, автоматизация технологических процессов, мобильная робототехника производство оборудования гражданской авиации, кораблестроение, приборостроение, машиностроения и других перспективных отраслях промышленности. Работают инженерами-программистами, проектировщиками и разработчиками систем и средств автоматизации, диспетчеризации, управления техническими объектами, сервис-инженерами по электроприводу и системам связи и др.,  находят применение своим знаниям, полученным в ЛЭТИ, как и в России, так и за рубежом. Выпускники успешно работают во многих странах мира.

Благодаря сотрудничеству в сфере обучения студенты факультета имеют возможность проходить зарубежные практики, летние и зимние школы, заводить новые знакомства и участвовать в программе «два диплома», в ходе которой студенты едут в зарубежный университет и пишут магистерскую выпускную квалификационную работу под руководством преподавателя иностранного университета, проходят защиту своей работы за границей, а по возвращении в ЛЭТИ повторно защищают выпускную работу, но уже на русском языке.

Изучили всё, но остались вопросы?

Закиева Анастасия Игоревна, заместитель декана ФЭА СПбГЭТУ «ЛЭТИ» по приему и профориентации

aifridrikh@etu.ru