Новости

Новости

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ: ВЕСЬ ВОПРОС – В КАЧЕСТВЕ УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон «Об энергосбережении…» № 261‑ФЗ отпраздновал свое пятилетие.

А закон № 399‑ФЗ, который должен был учесть предложения профессионального сообщества по изменению первого закона, вступил в силу в полном объеме в конце прошлого года.

Что реально сделано для снижения энергоемкости промышленности, ЖКХ и бюджетной сферы?

В Петербурге идея энергосервиса не прижилась

Генеральный директор ПКБ «Теплоэнергетика», вице-президент Союза энергетиков Северо-Запада РФ Ефим Палей видит в законах по энергосбережению в целом как плюсы, так и минусы: «Плюс, что практически во всех регионах России жилые дома, предприятия, общественные здания оснащены узлами учета тепловой энергии. Однако общей статистики в стране не ведется, и если оценить реальное потребление тепловой энергии, то окажется, что нормативы по нашему теплопотреблению «благодаря» теплоснабжающим организациям завышены в разы. Плюс, что прошел энергоаудит и составлены на его основе энергетические паспорта зданий, на которые потрачены в основном бюджетные деньги. Минус – информативность и, следовательно, экономическая отдача этого мероприятия нулевая: на основе паспорта практически невозможно разработать и реализовать энергосберегающую программу.

Еще один момент – благодаря большой рекламной и пропагандистской деятельности в обществе появилось четкое понимание и желание заниматься снижением энергопотребления. Однако неэффективное управление энергетикой в ЖКХ, отсутствие должного надзора и контроля за теплоснабжающими организациями лишают общество желания заниматься энергосбережением. Тарифы на тепло, газ, воду, электроэнергию растут с опережением энерго­сбережения, а трубы продолжают лопаться».

В то же время, по мнению эксперта, у федеральной и региональной власти есть хорошо известный арсенал средств, который может простимулировать предприятия промышленности и ЖКХ к снижению энергоемкости. «Во-первых, власть не должна мешать ненужными придирками и проверками желающим заниматься энерго­сбережением, не должна давать налоговые льготы, поскольку это путь в коррупцию. Сегодня льгот у бизнеса достаточно. Не нужно мешать ему работать. Во-вторых, если принята программа энергосбережения и выделены средства на ее реализацию, то она должна работать, а нет эффекта – средства вернуть, ответственного – в отставку».

Кроме того, бизнес-сообщество постоянно говорит о необходимости гарантий государства по банковским кредитам. Тут логика понятна: компания взяла кредит, поставила оборудование в бюджетную организацию, где оно успешно работает, а сама компания – банкрот, потому что ей не возвращают инвестиции из‑за нехватки бюджетного финансирования.

«Энергосервисные контракты – особая статья, путь вперед, в реальное энергосбережение, – считает Ефим Палей. – К сожалению, не все хотят по нему идти. Приведу конкретный пример: несколько лет назад чешская компания «G-Team» предложила ГУП «ТЭК СПб» и Комитету по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга оснастить крупные котельные противодавленческими турбинами, которые выпускает «G-Team». По расчетам чешских специалистов, окупаемость проекта составляла около трех лет. Экономический эффект на турбине мощностью 320 кВт составлял около 5 миллионов рублей в год. Финансирование проекта предлагалось осуществить на основе энергосервисных контрактов, то есть из средств, которые будут экономиться за счет нового оборудования. Экономия достигается в основном за счет того, что ГУП «ТЭК СПб» будет обеспечивать себя электроэнергией на собственные нужды. Но идея не прижилась».

…а в Ленобласти работает даже в кризис

Директор Центра энергосбережения Ленинградской области Павел Цыханвей говорит, что в 2013‑2014 годах в рамках реализации подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Ленинградской области на 2014‑2016 годы с перспективой до 2020 года» из областного и федерального бюджетов были выделены субсидии, в частности, на установку автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным и часовым регулированием (АИТП). В этом году работа должна быть продолжена, и, кроме того, планируется предоставление субсидий хозяйствующим субъектам для возмещения части затрат на приобретение энерго­сберегающего оборудования: «Это позволит, – говорит чиновник, – привлечь внебюджетные средства, модернизировать объекты ТЭКа и развить практику заключения энергосервисных контрактов. В областном бюджете на эти цели в 2015 году запланировано 20 миллионов рублей».

Если еще два-три года назад отношение у профессионального сообщества к энергосервисным контрактам было в основном скептическим, то сейчас это очень перспективное направление. Уже есть опыт широкого применения энергосервисных контрактов, а наиболее эффективные проекты в сфере светодиодных систем освещения, автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов и тепловых насосов. Сегодня в Ленинградской области уже реализуются проекты на основе энергосервисных контрактов, например в Кингисеппе, Тихвине и в Приозерске. Даже в кризис работа по энергосервисным проектам не останавливается, потому что все они связаны с переоснащением, модернизацией или полной заменой технологического оборудования, которое приводит к сокращению затрат на оплату энергоресурсов».

Слова чиновника о положительном опыте по энергосервису можно было бы счесть заурядной саморекламой, но они находят довольно интересное подтверждение: жители одного из городов Ленобласти – Приозерска смогли высказать свое мнение к энергосервисному контракту в интернете. Поясним, как это было. В прошлом году на Всероссийском конкурсе проектов в области энергосбережения ENES-2014 довольно уверенно прозвучал голос управляющей компании «Партнер-СВ» из Приозерска. Эта компания выступила с проектом «Повышение уровня энергоэффективности в многоквартирном доме» и получила бронзовый диплом. Так вот победители конкурса ENES-2014, в том числе «Партнер-СВ», определялись по голосованию в интернете. Генеральный директор управляющей компании «Партнер-СВ» Сергей Галушко говорит, что проект, получивший диплом, связан с установкой АИТП в четырех многоквартирных домах. Финансирование проекта осуществляется на основе энергосервисного контракта, одной из сторон которого являются теплоснабжающие организации – инвесторы. Они берут на себя расходы на установку оборудования стоимостью от 2 до 2,5 миллиона рублей, а возврат средств получают в течение двух с половиной – трех лет за счет экономии тепла в домах. Сегодня, по статистике «Партнера СВ», сберегается более 20 процентов.

«Единственное, во что вложились жители и управляющая компания, – говорит Сергей Галушко, – это косметический ремонт подвального помещения, где установлен теплоузел. Это совсем небольшая сумма». АИТП реально улучшили качество горячей воды и отопления в квартирах: нет перегрева, нет недогрева, а горячая вода, приготовленная непосредственно в доме мягка и прозрачна.

Важно не только все просчитать, но и убедить жителей в целесообразности и экономической выгоде. Люди нам поверили, тем более что в энергосервисном контракте прописано: на время окупаемости проекта собственники жилья будут платить на 5‑7 процентов меньше, а дальше – на 25‑30 процентов меньше, чем жильцы домов, в которых открытая система горячего водоснабжения».

Павел Никитин, руководитель консорциума «Логика-тепло­энергомонтаж», который является еще одним инвестором по энергосервисному проекту в Приозерске, считает этот проект надежным, «хотя до последнего времени инвестиций частных компаний в эту область практически не было».

По словам Павла Цыханвея, центр надеется растиражировать опыт «Партнера СВ» в других городах Ленинградской области.

 

По материалам газеты «ЭНЕРГЕТИКА И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ», выпуск № 04 (264) февраль 2015 года.